Главная страница

Экспозиция   "Таганрог и железная дорога


Разделы

В начало раздела

Макет ст. Таганрог-2


       Идея создания такой экспозиции возникла в августе 2008 года практически спонтанно. Я зашел в магазинчик "КиТТ-Хобби" к моим знакомым Боре и Косте (Борис Отрутиков и Константин Верников). Визит был не столько купить чего-нибудь, сколько просто потрепаться. Как оказалось, простой треп впоследствии привел к весьма значительным результатам. Дело в том, что в именно в то же время магазинчик посетил теперь уже небезывестный Анатолий Голубец, в то время только начинавший, несмотря на богатый опыт, профессионально заниматься архитектурными макетами. Я поделился с ним своими задумками и, мы очень быстро нашли общий язык. Два последующих года ушли на создание ядра композиции - здания вокзала станции Таганрог. Само здание является ярким воплощением стиля кирпичной эклектики, характерного для 60-х годов XIX века. Автор проекта здания - таганрожец по фамилии Загоскин. Помимо здания вокзала, авторству этого архитектора принадлежит и здание женской гимназии на Кампенгаузенском (ныне Комсомольском) переулке, также сохранившееся до наших дней.

        Как бы то ни было, после завершения макета здания в течение полугода оформился и вид остальной диорамы, призванной явиться центральным объектом экспозиции. После этого я, не питая особых надежд, на осуществление задуманного пришел в июле 2010 года, как говорится, прямо с улицы в музей Градостроительства и быта г. Таганрога. Как мне казалось, что именно этот профиль будет ближе всего к теме моей коллекции. И, надо же, я не ошибся! Заведующая музеем, Елена Викторовна Михайлова с интересом выслушала меня, попросила подготовить материалы по предлагаемой выставке, что я и сделал, а для пущей убедительности в ноябре того же 10-го года привез макет здания для показа в музей. В течение зимы 2010-2011 гг. я усиленно готовился. Были разработаны и изготовлены специальные деревянные ящики для транспортировки диорам и моделей. Подготовлены описательные и графические материалы, подобраны артефакты и прочее, и прочее и прочее... Благодаря совместным усилиям, моим и Елены Викторовны выставка открылась точно в предполагаемый срок - 10 мая 2011 года и успешно проработала до начала ноября.


       Итак, что представляла собой выставка:
       Центральным объектом предполагаемой экспозиции являлась диорама станции Таганрог-2 в масштабе 1:120. Размер диорамы 2400 Х600 мм. Обсановка на диораме отображала станцию на момент 70-х - начала 80-х годов ХХ века (модельная эпоха 4). На станционных путях разместился подвижной состав, соответствующий данной эпохе: Электропоезд ЭР9, грузовой состав из 5-6 вагонов Советских Железных дорог, а также паровоз серии ТЭ. Кроме того, на тупиковом пути я установил модель снегоочистителя системы Бьорке. Здания на диораме были оснащены светодиодным освещением. Фонари на платформах и светофоры также были оснащены светодиодами.

Экспозиция выставки фото1  Экспозиция выставки фото2

       Автор модели здания вокзала Анатолий Голубец. Модель здания выполнена в 2008-2010 г. для данной диорамы. Работы по доводке внешнего вида, остеклению и освещению выполнены мною в при подготовке к выставке в 2010 г. Вторым историческим зданием, расположенном на диораме является самостоятельно выполненный макет водоемного здания станции Таганрог. Это сооружение было возведено при строительстве станции по оригинальному проекту и выполнено в готическом стиле. До наших дней верхний ярус не сохранился, а средние перестроены так, что от всего архитектурного великооепия водонапорной башни ничего не осталось, кроме, пожалуй прямоугольной формы строения. Кроме центральной диорамы в экспозиции были представлены: макет железной дороги в масштабе 1:120, отображающий остановочный пункт на второстепенной ж.д. ветке в степной природной зоне. Размер этого макета 1050 Х 1000 мм;

Макет ст. Таганрог-2

       Диорама "Пушкинская набережная" с участком портовой железнодорожной ветки в масштабе 1:120. Автор диорамы Роман Мишин. Размер диорамы 850х300 мм. На диораме был установлен грузовой состав с тепловозом ЧМЭ3. Такие тепловозы работаю на портовой ветке в Таганроге с середины 70-х годов до сегодняшнего дня.

Диорама Пушкинская набережная


        Помимо диорам и макетов предполагается на витринах были размещены информационные материалы по истории Таганрогского ж.д. узла, коллекция из 12-ти советских ж.д. плакатов 30-х … 50-х годов, расписания пассажирских поездов прошлых лет, сигнальные флажки и удостоверения, техническая литература и фотографии таганрогского ж.д. узла, из моей личной коллекции, и многочисленные модели подвижного состава.

       На моделях остановимся подробнее:

  1. Состав пассажирского поезда 30х -50х годов ХХ века. 1 багажный вагон, 3 жестких купейных вагона, паровоз серии Су - Наиболее характерный тип пассажирского или скорого поезда для тех лет. Один из таких паровозов сохраняется в Ростовском музее натурных образцов железнодорожной техники. Паровозы серии Су широко использовались на С.-Кав. Ж.д. в 20-х 50-х годах ХХ века. Эта серия являлась самой массовой серией пассажирских локомотивов на дорогах СССР более 30-ти лет. На иллюстрациях представлены отдельно модель паровоза Су (автор Мишин Р.В.) и состав поезда на диораме. Вагоны – пр-во фирма «Пересвет» Санкт-Петербург;
  2. Состав пассажирского поезда 30х -50х годов ХХ века

  3. Состав грузового поезда, состоящий из трофейных двухосных вагонов и паровоза серии 86. Трофейный подвижной состав широко использовался в данном регионе в первое послевоенное десятилетие, в частности паровозы серии 86 использовались на предприятиях черной металлургии СССР (в т.ч. на Таганрогском Металлургическом заводе) до 60-х годов. В частности три различных паровоза серии 86 можно видеть в кадрах известного х.ф. «Весна на заречной улице»;
  4. Состав грузового поезда, состоящий из двухосных вагонов и паровоза серии Ть. Все модели – представляют собой конверсии промышленно выпускавшихся моделей фирм "ВТТВ", "Hadl" и "Tillig" (Германия).
  5. Модели грузовых вагонов 30х -50х годов ХХ века

  6. Служебный подвижной состав: Снегоотчиститель системы Бьорке, железнодорожный кран и вагон-путеизмеритель. Такие единицы подвижного состава использовались до 70-х годов в т.ч. и на Таганрогском ж.д. узле. Позже были заменены более современными образцами и в настоящее время подобные машины можно встретить только в музеях и, возможно, на базах запаса. Модель снегоотчистителя – собрана из промышленно выпускаемого набора металлических деталей фирмы DK-Modell (Чехия) Сборка и окраска – Р.В. Мишин. Двухосный кран – промышленно выпускаемая модель фирмы PSK – Нидерланды. Вагон путеизмеритель – конверсия модели фирмы Tillig (Германия). Автор конверсии Р.В. Мишин;
  7. Модели снегоочистителя и путеизмерителя на макете

  8. Состав поезда «Тихий Дон» Ростов-Москва 80-е годы ХХ века. Состав из 5 вагонов, плацкартного, трех купейных и вагона-ресторана. С составом этого поезда использовались электровозы ЧС4 или ЧС4т. Электровозы ЧС4 и ЧС4т используются в пассажирском движении на С.Кав. ж.д. и в частности на Таганрогском узле почти 40 лет, начиная с 1972 г. Модели электровозов изготовлены Ю. Гончаренко (Киев). Модели купейных вагонов – фирма «ТТ-Модель» (Санкт-Петербург). Автор модели плацкартного вагона Р.В. Мишин;
  9. Модель электровоза ЧС4т

  10. Состав ретро-поезда 1 плацкартный и 2 купейных вагона + модель паровоза ТЭ-322. Подобные ретро-поезда курсировали с 2001 по 2008 г. между Ростовом и Таганрогом. Паровоз ТЭ-322 является экспонатом музея натурных образцов ж.д. техники в Ростове (ст. Гниловская). Паровозы серии ТЭ (немецкая серия 52) в большом количестве попали на дороги СССР после победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Строились в большом количестве (более 7000 шт. на многих заводах Германии и оккупированных стран. Предназначались, в основном для работы на восточном фронте и оккупированных территориях. Модель паровоза – конверсия промышленно выпускаемой модели паровоза серии 52 фирмы Tillig (Германия). Автор конверсии Р.В. Мишин. Модели вагонов – Р.В. Мишин совместно с фирмой «ТТ-модель» (Санкт-Петербург);
  11. Модель паровоза ТЭ-322

  12. Состав грузового поезда 70-80е гг. ХХ века с тепловозом ТЭ3,состав вагонов –думпкаров с грузом щебня. Такие поезда используются при текущем ремонте железнодорожного пути. Тепловозы ТЭ3 использовались на С. Кав. Ж.д. до серидины 90-х годов ХХ века. Модели тепловоза и вагонов выполнены фирмой «Пересвет» (Санкт-Петербург);
  13. Модель электропоезда ЭР9, выполненная московскими мастерами Анатолием Кожуховским и Борисом Отрутиковым специально для данной экспозиции в единственном экземпляре. Модель была доработаня Романом Мишиным: Вагоны были оборудованы освещением, а также установлена имитация лавок в салоне;
  14. Модель электропоезда ЭР9

  15. Санитарный поезд 50-60ее гг. ХХ века. Состав из 4-х вагонов. Такие составы широко использовались для проведения диспансеризации населения. Модель санитарного поезда выполнена фирмой «Пересвет» (Санкт-Петербург);
  16. Модель санитарного поезда на макете

  17. Модель тепловоза ЧМЭ-3 с грузовым составом. Расположена на диораме, представляющей собой макет участка Пушкинской набережной в Таганроге.

        Помимо моих собственных экспонатов, на выставке были представлены предметы из фондов ТГЛиАМЗ. В частности: сундучок машиниста 30-х годов. Почетныые грамоты и вымпелы, полученные ж.д. предприятиями Таганрога, элементы игрушки "Пионерская железная дорога", выпускавшейся в 60-е годы несколькими заводами в СССР в том числе и таганрогским заводом игрушек "Искра". Специально для выставки руководством ст. Таганрог был предоставлен для экспонирования уникальный макет-тренажер ст. Марцево, используемый для подготовки и обучения специалистов службы движения таганрогского ж.д. узла.

Макет-тренажер ст. Марцево


       По завршении выставки в январе 2013 года предметы взятые из фондов вернулись обратно, равно как и макет ст. Марцево. Что же касается моей коллекции, все предметы были надлежащим образом упакованы и хранятся в условиях, обеспечивающих их долговременную сохранность до сегодняшнего дня. За прошедшие годы коллекция дополнилась еще несколькими предметами, среди которых уникальные модели деревянных спальных вагонов прямого сообщения СВПС, использовавшихся на дорогах России и СССР с начала ХХ века до середины 50-х годов, озвученные модели паровозов серии ТА и ТО, модель 5-ти вагонной рефрежираторной секции ZB-5 советских желеных дорог, модели электровозов ВЛ60, составы фирменных поездов "Кубань" и "Дагестан" в окраске 80-х годов XX века. Медаль, посвященная 50-ти летию завода НЭВЗ и это далеко не полный перечень...

Спальный вагон прямого сообщения


       Пока, к сожалению будущее коллекции весьма туманно. Конечно, она может хранится долгие годы, но мне бы хотелось, чтобы она стала бы доступна для обозрения жителям и гостям Таганрога. Возможно экспозиция могла бы украсить какое нибудь заведение выполненное в тематическом дизайне, например, кафе, магазин или туричтический центр. В любом случае, я, как создатель этой экспозиции буду рад взаимовыгадному партерству и предложениям, касающимся возможного выставления экспозиции для всеобщего обозрения на постоянной основе. С предложениями можно обращаться в почту нашего сайта!



Материалы сайта © Роман Мишин, Георгий Карпунин

Публикации Главная страница