Газета "Таганрогский вестник" об открытии вокзала 1869 г.


Разделы

В начало раздела

         Слухи о строительстве дороги разлетелись по всему городу с удивительной быстротой, нашлись агитаторы великой идеи. Появились и протестующие, которые стали ходить по лавкам и домам и собирать подписи. В этих листовках содержалась слезная просьба к начальству о том, чтобы железной дороги в Таганроге не проводили, так как "и без нея жили смирно. и тихо, и благодатно". Но если уж она так нужна начальству и Полякову (консиционер Яков Соломонович Поляков), то пусть ее ведут не на Таганрог, а на Самбек... Но начальство нашего протеста не приняло во внимание, и в один прекрасный день весь вокзал расцветился флагами. Обе платформы тоже были украшены флагами, и у каждой из них стояло по поезду.

          Это был торжественный день открытия Курско-Харьсковско-Азовской железной дороги. Паровозы были обвиты зеленью и утыканы флажками, и на передней площадке каждого из них. между буферами, были поставлены в картинной позе по младшему кондуктору. Один из них, видимо, очень волновался, и, не смея сдвинуться с мест, поминутно менялся в лице. А на платформе стояла вся в слезах его невеста, крестила его и убеждала: - "Гляди, Гарася, не упади! Он дернется, треклятый..."

         Прозвенели торжественные три звонка, оба поезда свистнули и тихо отошли в один момент от обеих платформ. Один в Харьков, а другой - в Ростов. Поднимаясь на гору, оба поезда пошли рядышком, и пассажиры первого класса обменивались из окна в окно бокалами с шампанским. На вокзале, в теперешней зале третьего класса угощались торжественной трапезой представители города и железной дороги и тоже поднимали бокалы. А на платформе в это время рабочие прозаически убирали флаги и гирлянды. Начиналась прозаическая, обыденная жизнь с обычным «приходом» и «отходом» поездов.

         Движение поездов первое время было очень медленным. Между Таганрогом и Ростовом было всего три станции: Морская, Синявская и Донецкая. И на каждой из них поезд стоял от 15 до 20 минут. Месяца через четыре после открытия отец и я, грешный, совершили "пробы ради" первую поездку. Выехали мы в 8 часов утра в открытых корытах четвертого класса, и прибыли в Ростов в начале первого, и оба были восхищены быстротой.

         Года через четыре от Таганрога до Москвы было трое с половиной суток езды. Курьерских и скорых поездов тогда на юге не знали. Паровозы были тихоходные. Вскоре после этого одним из местных меломанов была под влиянием железнодорожных событий сочинена музыкальная пьеса, не то полька, не то вальс со звонками с подделкой под паровозные свистки. Называлась она "Железная дорога" и ее исполнял оркестр в городском саду. Одно время она вошла в моду до такой степени, что публика криками и аплодисментами требовала ее исполнения, а затем, как вещь пустая и бессодержательная, она быстро устарела, и ее сняли с репертуара.