Старый вокзал. Историческая справка


Разделы

В начало раздела

          Двухэтажное здание вокзала построено в 1869 году из красного кирпича, без применения штукатурки, с узорчатой кладкой. Архитектор — С. И. Загоскин. Здание вокзала представляет собой типичный образец краснокирпичной эклектики, популярной в Ростове и Таганроге. Строительные работы вел видный предприниматель Я. С. Поляков с 23 июня до декабря 1869 года. Своеобразие зданию придают разновысокие окна, арочные ниши, причудливые аттики. До наших дней здание сохранилось в неизменном виде. Железнодорожная станция первоначально имела красивую крытую платформу, защищавшую пассажиров от солнца и осадков. Около тяжёлого колокола располагался сторож, дававший сигнал отправления поездам. На левой (Харьковской) высокой платформе находилась вокзальная часовня, которую разрушили в 1920-е годы. Станция имела локомотивное депо на 12 стойл, с поворотным кругом. Торжественное открытие железной дороги в Таганроге состоялось 4 января 1870 года (23 декабря 1869 года по старому стилю).

          В конце XIX века была возведена одноэтажная пристройка к основному зданию, выполненная в едином архитектурном стиле. В январе 1918 года вокзал стал эпицентром драматических событий, в память о которых в 1975 году на прилегающей площади был установлен паровоз-памятник. В 20-е годы вокзал был покрыт штукатуркой, которая, впрочем долго не продержалась и уже на фото периода оккупации здание выгдлядит в привычном красно-кирпичном виде.

          С середины 30-х годов большинство поездов дальнего следлвания перестали заходить на ст. Таганрог, а для обслуживания города стала использоваться ст. Марцево, расположенная на северной окраине Таганрога. После завершения строительства в 1962 г. пассажирской станции и вокзала Таганрог-1 Старый вокзал использовался только для пригородного сообщения. Однако в пристройке были сохранены кассы предварительной продажи билетов на поезда дальнего следования.

          В настоящее время Старый вокзал / Таганро́г II — тупиковая железнодорожная станция Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги, находящаяся в городе Таганроге на Площади Восстания. Станция имеет прямой выход на грузовую станцию Марцево и пассажирскую Таганрог-Пассажирский. Используется в основном для приёма/отправки и отстоя грузовых составов, подачи и уборки вагонов в морской порт, Тагмет, Красный котельщик, другие предприятия города. Станцией в разное время руководили Н. П. Дьяченко (более 25 лет), С. Н. Полтавский, С. Л. Завадовский, В. В. Борух, Ю. И. Войников. Здание вокзала является объектом культурного наследия регионального значения. Принят под охрану решением Малого совета Ростовского облсовета № 301 от 18 ноября 1992 года.

         В 2002 году земельный участок вместе со зданием вокзала был передан в постоянное бессрочное пользование ФГУП «СКЖД МПС РФ». Здание вокзала на тот момент оказалось в столь запущенном состоянии, что идеально вписалось в сцены художественного фильма «Старое ружье», действие которого разворачивается в период оккупации Таганрога. На 2012 год собственником здания вокзала являлась компания «Кобарт плюс», возглавляемая Артуром Кобаляном. В июле 2013 года было объявлено, что после завершения начатой в 2013 году реконструкции здания компанией «Кобарт плюс», там планируется открыть один из разделов Международного политехнического музея, для чего московский Политехнический музей готов предоставить часть своих экспонатов. В ходе реконструкции оригинальные старые оконные переплёты здания были заменены на металлопластиковые, что вызвало резкую критику со стороны таганрожцев

         Начиная с 2019 года возобновлено движение поездов дальнего следования. Ежденевно со старого вокзала отпарвляется два поезда: Таганрог-Москва и Таганрог -Новороссийск.