Публикации
|
Уже более 60 лет любителям масштабных железных дорог известна аббревиатура ТТ (не путать с известным всему миру изделием тульских оружейников). Более полувека уже прошло с тех пор, как на прилавках советских магазинов появилась очередная детская мечта – доселе невиданная по деталировке и самая миниатюрная на тот момент модельная железная дорога, которую без особых проблем можно было разложить на большом столе. Это дало повод внедрить одну из самых удачных аббревиатур – как с коммерческой точки зрения (моментальная запоминаемость), так и по смысловой нагрузке: ТТ – Table Top, придуманное в 1945 г. американцем Гарольдом Джойсом для впервые выпущенной им железной дороги в масштабе 1:120. Да, эта чудо-игрушка выгодно отличалась от громоздкой «Пионерки» и подобных ей изделий отечественной промышленности. Неудивительно, что маленькие вагончики и локомотивы, умещавшиеся, в буквальном смысле слова, на ладони, имели грандиозный успех среди неизбалованных игрушками маленьких и не очень граждан Советской страны. Обязаны мы появлению дороги в масштабе ТТ, ставшей для многих воротами в железнодорожный моделизм, прежде всего берлинской фирме Zeuke & Wegwerth и, в частности, - её руководителю Вернеру Цойке. Конечно, никто не отрицает успехов и приоритетов таких фирм как Rokal, WESA, TriAng в продвижении заокеанского чуда в странах европейского континента, но феномен Вернера Цойке наиболее показателен в производстве моделей этого масштаба! До 1958 г. Фирма Вернера Цойке производила ж.д. модели в масштабах 0 с шириной колеи 32 мм, а также еще ряд электромеханических игрушек. Однако, в послевоенной Восточной Германии масштаб 0 производить было накладно – он был многим не по карману, да и теснота давала о себе знать. В результате, не без финансовой помощи государства (до игрушек ли было после 45-го!), взяв за основу разработку американского инженера Гарольда Джойса, Вернер Цойке стал впоследствии самым успешным и прогрессивным производителем моделей железных дорог масштаба ТТ второй половины ХХ века. На весенней ярмарке в Лейпциге 1957 года фирма представила первые модели масштаба TT: паровоз BR 23.10 и западногерманский тепловоз V 200, а также грузовые и пассажирские вагоны. Путевой материал включал в себя ручные и автоматические стрелочные переводы, глухие пересечения и собственно сами рельсовые звенья, прямые и радиусные. Тысячи посетителей восхищалась этим моделями, и уже к Рождеству 1958 года эти модели поступили в продажу. С того момента производство типоразмера "0" постепенно сокращалось и, в конечном итоге, было прекращено вообще в пользу TT. Так с 1958 г. начался период, принесший фирме мировую известность и сделавший ее легендой в мире модельных железных дорог! Уровень качества исполнения моделей вагонов и по сей день вызывает уважение у всех поколений коллекционеров во всем мире. Стоит заметить, что в 1958 году ни одна фирма, производившая модельные железные дороги, не предлагала столь высокого уровня деталировки своих изделий, как Zeuke. По сути своей, изделия других производителей были более игрушками, нежели моделями. Вышесказанное касается ВСЕХ, без исключения, фирм, работавших в эти годы в масштабе НО, в том числе: PIKO, Marklin, Fleischmann и других, как более, так и менее именитых. Напомним, что для ранней продукции Вернера Цойке характерна высокая металлоемкость ходовых частей локомотивов, ставшая основой небывалой надежности, износостойкости и возможности многолетней эксплуатации. Это все, конечно, не слишком вписывается в современные требования NEM с точки зрения соблюдения масштабных скоростей и шумо-вибронагруженности моделей локомотивов. Однако, не стоит забывать, что все модели того периода создавались без применения САПР. Зачастую отсутствовала даже элементарная документация, дающая наиболее достоверные представления о геометрических размерах прототипов. Отсюда и некоторые традиционные споры моделистов о достоверности той или иной модели. Не следует также забывать, что в еще неоправившейся после 2-й мировой войны Восточной Германии приоритетным являлось развитие серьезного машиностроения и восстановление народного хозяйства, а не «пустяков» вроде игрушек-моделей. Поэтому авторы данной статьи считают все претензии любителей относительно качества моделей Zeuke как минимум несостоятельными! Производство модельных железных дорог фирмой Zeuke еще и достойный пример социалистической кооперации. Так модели локомотивов производились не только головным предприятием в Берлине, но и фирмами – смежниками: HERR и Gutzold. Модели вагонов, в свою очередь, изготовляли Dietzel, Staerz и другие… Головное предприятие блестяще справлялось с задачей координации смежных производств, инженерным обеспечением и снабжением комплектующими: колесными парами, сцепками, элементами трансмиссии и двигателями. Приведенные в этом разделе сайта публикации не претендуют на максимальный охват абсолютно всей истории масштаба ТТ в Восточной Европе, а являются, скорее, попыткой демонстрации важнейших технологических особенностей производства, созданного Вернером Цойке с акцентами на модельную достоверность и качество проработки в соотношении с изначально невысокой ценой изделий.
|
Материалы сайта © Роман Мишин, Георгий Карпунин