Главная страница

Прототип-раритет, модель-ширпотреб  BR81


Публикации

QR код

Паровоз BR81


       Маневровый паровоз с нагрузкой на ось 17,5 т для участков с тяжелым верхним строением пути был изготовлен малой серией (10 единиц) в период с 1928 по 1933 г. заводами фирмы "Hanomag". Локомотив предназначался для тяжелых маневров и вывозной работы на станциях, прилегающим ккрупным промышленным предприятиям. По экипажу, машинам, арматуре котла, архитектуре будки машиниста и общей концепции был унифицирован с 3-х осным локомотивом серии 80, являясь, фактически, удлиненной на метр четырехосной версией последнего. По сравнению с BR80, ради повышения мощности был удлинен котел, а для сохранения малой нагрузки на ось количество колесных пар было увеличено до четырех.

       С 1939 года планировалась постройка еще 60-ти машин данной серии, однако, в связи с началом войны работы были остановлены. Все Паровозы серии BR 81 после окончания Второй мировой войны поступили в распоряжение западногерманских дорог – DB. 10 паровозов были распределены поровну между двумя депо Гослар и Ольденбург. Все они были исключены из инвентаря в начале шестидесятых годов. Последним был отставлен от работы в октябре 1963 г. паровоз под номером 005 и после исключения из инвентаря он был восстановлен на ремонтном заводе "Ниед", и до сих пор используется как музейный локомотив.


Технические данные паровоза серии 81:

  • Максимальная скорость 45 км/ч
  • Мощность 860 л.с.
  • Осевая формула 0-4-0
  • Нагрузка от оси на рельс 17,5 т.
  • Площадь колосниковой решетки 1,82 м2
  • Испаряющая поверхность котла 7,70 м2

       Следует отметить, что паровоз серии 81 стал одной из первых моделей в ТТ от Вернера Цойке и еще, к тому же, - первым, выпускавшимся также и в исполнении «старт». Это исполнение отличал отлитый из светло-серого (!) – не черного полистирола корпус и примитивная ходовая часть с тремя осями и максимально упрощенным парораспределительным механизмом. На первый взгляд, выбор такого редкого паровоза в качестве прототипа модели массового производства довольно странен, однако, надо учитывать любовь самого Цойке к раритетным машинам. Именно благодаря этому, столь сильному чувству, паровозы серий 81 и 92-628х, выпущенные крайне малыми партиями, обрели свое бессмертие в сотнях тысяч экземпляров моделей фирм "Zeuke", "BTTB" и "Tillig". Впрочем, BR 81 воплощен и в других типоразмерах в не меньшем количестве и почти всеми известными производителями. Видимо, причина такой популярности этого паровоза в мире макетов, в том, что благодаря своему компактному размеру и незаурядному дизайну BR81 как нельзя лучше подходил на роль модельного локомотива для небольшого стартового набора!


Модель паровоза BR81 первого выпуска


       Модели раннего выпуска имели полностью металлическую раму ходовой части. Кинематика была выполнена по типу модели паровоза 23.10, те. Крутящий момент от двигателя посредством червячной передачи передавался на одну колесную пару. Далее усилие предавалось через спарники. Отметим еще и то, что самые ранние экземпляры укомплектованы червяком, выполненным из стали (у более поздних моделей он был латунным). Мотор на моделях первых выпусков также стоит большой, такой же как и у первых BR23 и V200. Вкратце особенности раннего выпуска модели паровоза серии 81 таковы:

  • Трехвальная полностью металлическая трансмиссия с приводом на одну ось
  • Токосъем со ВСЕХ колес локомотива с исполльзованием промежуточных пружинных вставок, работающих по внутренним сторонам бандажей колес
  • Металлическая рама
  • Несъемные сцепные устройства
  • Дроссели для исключения радиопомех
  • Двигатель: трехполюсный двухщеточный постоянного тока с металлическими щеткодержателями и составным корпусом из 3-х частей.
  • Посеребренные токосъемные пластины из бериллиевой бронзы

       Ориентировочно после 1963 г. конструкция модели была полностью переработана. Была изготовлена новая пресс-форма, одним из существенных отличий которой являются проработанные передние окна будки машиниста. Мотор заменен на более компактный с составным корпусом из 2-х частей. Коренным образом изменена конструкция ходовой части. Привод стал осуществляться на все четыре оси (фото справа), и именно эта конструкция с небольшими изменениями продеожалась в производстве до конца нулевых годов XXI века, то есть более 50-ти лет! Несомненое доказательство правильности технологических и конструкторских решений Вернера Цойке!


Шасси модели паровоза BR81 первого выпуска   Шасси модели паровоза BR81 второго выпуска


       П.С. стоит добавить, что на шасси модели паровоза BR 81 в 1962 г. была выпущена модель еще более редкой машины - BR 92.65, но чтобы избежать повтора одной и той же информации - просто укажу на публикацию, опубликованную в 2012 году на станицах сайта forum.tt-hobby.ru в которой подробным образом описаны особенности этой модели. Название этой статьи:"Легендарная модель паровоза BR92 - 50 лет в серийном производстве!"


Модели паровозов BR81  и BR 92 Фирмы Zeuke



Материалы сайта © Роман Мишин, Георгий Карпунин

Публикации Главная страница