Главная страница

Грузовые вагоны в моделях Zeuke


Публикации

QR код

Грузовой состав


        В производственной программе фирмы Zeuke были отображены наиболее массовые и типичные для послевоенных лет типы грузовых вагонов, встречавшиеся на дорогах обеих Германий. К выходу в свет новой для фирмы продукции разработчики подошли весьма ответственно. Уже в первом каталоге Zeuke TT Bahnen были представлены все основные типы вагонов: полувагоны, крытые, изотермические, цистерны и платформы. Кроме того, по сравнению с более крупным типоразмеом "0", продукция для "ТТ" была выполнена с несоизмеримо более точной деталировкой и идеальным соответствием масштабным размерам; это выгодно отличало модели Zeuke от изделий фирм "Rokal" и "WESA". Впрочем, и производителям популярного масштаба "Н0" Вернер Цойке утер нос, да так, что многие из них до сих пор могут только мечтать о деталировке подобного уровня. И это несмотря на то, что модели, являющиеся предметом данного обзора, появились на рынке 60 лет назад!


Полувагоны

       Полувагоны типа Omu появились на железных дорогах Германии в середине 20-х годов и проработали около 60-ти лет. Конструкция оказалась столь удачной, что многие решения были применены при разработке более новых типов вагонов, работающих и по сей день. Кроме Германий вагоны этого типа можно было встретить по всей Европе, а после 1943 года в качестве трофеев они стали поступать на дороги СССР, тем самым увеличив ареал своего распространения до бескрайних просторов Сибири и Дальнего востока. По распространенности этот тип полувагонов уступал, пожалуй, лишь крытым G10, и практически однотипных им НТВ.


Первоначальная версия модели полувагона Omu


Модель полувагона Omu с тормозной площадкой


        Особенности модели:

  • Детальное отображение болтовых соединений кузова
  • Реалистичное исполнение боковых внутренних стен вагона
  • Рельефные надписи
  • Превосходно изготовленная рама вагона, являющаяся масштабной копией оригинала
  • Отлично проработанные поручни и подножки. На выпускавшихся в последующее время моделях ВТТВ и Tillig эти детали выглядят более упрощенно
  • Тормозное оборудование выполнено отдельной отливкой

       Для моделей вагонов, имеющих тормозную будку, была применена рама увеличенной длины: 81 мм вместо стандартных 76 мм. Причем, для изготовления такой рамы была подготовлена отдельная пресс-форма. Наиболее ранние выпуски отличаются красным, зеленым и коричневым цветом отливок тормозного оборудования, а более поздние модели имели тормоза серого и черного цветов для акцента на достоверность исполнения последнего. Некоторые модели полувагонов в дополнение оснащались имитацией различного вида грузов. Наиболее интересным, на наш взгляд, является имитация крупногабаритного груза в под тентом на котором гордо красуется надпись «Zeuke Bahnen» на более ранних и «Zeuke TT Bahnen» на более поздних моделях.


Крытые вагоны

        Крытые грузовые вагоны предназначены для транспортировки разнообразных тарных грузов. На немецких ж.д. существовало большое количество типов крытых вагонов, самый известный из них G10, созданный в 10-е годы на основе русского вагона нормального типа НТВ, более известный в среде коллекционеров как "теплушка с плоской крышей".

Модель крытого вагона типа G10


        Кроме этого вагона были еще и так называемые "теплушки с круглой крышей" (тип "Dresden"), и "теплушки с вентиляторами". Последние являются ранними версиями моделей вагонов типа "Dresden", предназначенных для перевозки пищевых продуктов. Эти модели отличались наличием на крыше упрощенно выполненной имитации вентиляционных дефлекторов.

Модели изотермических вагонов с дефлекторами на крыше


        Особенности модели:

  • Детальное отображение болтовых соединений кузова
  • Реалистичное исполнение боковых стен вагона
  • Рельефные надписи
  • Превосходно изготовленная рама вагона, являющаяся масштабной копией оригинала
  • Иммитация вентиляционных устройств на ранних моделях крытых вагонов типа "Dresden".
  • Тормозное оборудование выполнено отдельной отливкой

Цистерны

        Вагоны-цистерны служат для транспортировки разнообразных видов жидкостей и газов, а также, частично, для порошкообразных веществ. 2-х осные цистерны с объемом котла 20 м3 заказывались Обществом Государственных железных дорог со второй половины 20-х годов. Большое количество таких цистерн работало на железных дорогах всех без исключения стран Европы, в том числе и на дорогах СССР. Но прототипом для первых моделей цистерн от Zeuke послужила серия Z52 с котлом емкостью 25000 л.

Модель цистерны  типа Z52


        Особенности модели:

  • Металлические лестницы и поручни тормозной площадки
  • Имитация стягивающих обручей.
  • Рельефные надписи
  • Превосходно изготовленная рама вагона, являющаяся масштабной копией оригинала
  • Крепление платформы котла к раме на защёлках, впервые в практике фирмы "Zeuke"
  • Тормозное оборудование выполненое отдельной отливкой

Платформы

        Первые модели цойковских платформ для типоразмера ТТ, в отличие от других моделей грузовых вагонов, за исключением рамы, которая взята стандартной от вагонов без тормозной площадки, были исполнены весьма условно. Видимо, решающее значение при разработке модели возымела необходимость внести больший элемент игровой активности в модельную железную дорогу, поскольку понятно, что дети и подростки - основные потребители продукции, захотят что-то поместить на платформу. В результате - корпуса платформ - металлические. Ряд моделей имеет имитацию крепежных стоек или пластиковые защелки для размещения моделей легковых автомобилей. Во многом, первая версия платформы отражает тенденции проектирования моделей вагонов предыдущих лет, а конструкция заимствована от моделей "Zeuke" типоразмера "0".

Модель платформы  металлической площадкой и крепежными стойками


        Особенности модели:

  • Металлический, условно выполненный корпус без надписей
  • Окраска площадки серой нитроэмалью
  • Превосходно изготовленная рама вагона, являющаяся масштабной копией оригинала
  • Крепление площадки к раме загнутыми металлическими лепестками.
  • Тормозное оборудование выполненое отдельной отливкой

        Позже появилась модель платформы с пластиковой площадкой и крепежными стойками, получившая прозвище "расческа". Эта версия, в отличие от первоначальной металлической, является более точным отображением оригинала - платформы типа "Stuttgart". Надписи выполнены методом тампографии. Поскольку эта модель появилась уже перед самой заменой пресс-формы вагонной рамы, то вариант с отдельно выполненной иммитацией тормозного оборудования встречается редко и такие модели очень ценятся коллекционерами.

Модель платформы  с пластиковой площадкой и первоначальной версией вагонной рамы


Специализированные вагоны

       Появление моделей таких вагонов относится к середине 60-х. Прежде всего свое воплощение в ТТ получили вагоны для перевозки калийных солей и цемента, поскольку именно эти грузы были весьма распространены на дорогах ГДР. Стоит отметить, что крышки люков у моделей были выполнены открывающимися без нарушения пропорций. Акценты на копийность и игровой момент удачно сочетались, подтверждая приверженность фирмы высочайшему уровню качества. Тенденции к удешевлению продукции наметилась несколько позднее.

Модель  вагона перевозки калийных солей


Модель  вагона для перевозки угля в контейнерах


        Cреди этого типа вагонов можно выделить модели вагонов для перевозки скота (кооперация с фирмой "Dietzel"), модель вагона для бригады сопровождения и вагона для перевозки вина и виноматериалов. Вагоны сопровождения зачастую использовались в поездах, перевозящих определенный тип груза (в основном, как раз, животные, пищевое сырье и продукты, руда, и калийные соли) по ежедневным маршрутам между крупными предприятиями. Модели этих вагонов до замены пресс-формы рамы выполнялись с имитацией тормозного оборудования, выполненной в виде отдельной отливки.

Модель  вагона для перевозки скота


Модель  вагона  для перевозки вина


Модель  вагона сопровождения


        Особняком стоял удивительный двухбункерный вагон-цементовоз, богато деталированный и изготовленный из большого количества деталей. Этот вагон – единственный в ассортименте рам длиной 76 мм с осями на металлических подшипниках. Буксовые узлы этого вагона были первой имитацией роликовых букс прототипов. Стоит отдельно отметить, что вагон для перевозки угля в контейнерах, хоть и получил металлические подшипники, но утратил такую заметную деталь как отдельно исполненная имитация тормозного оборудования. Увы, массовость производства и стремление к снижению себестоимости выпускаемой продукции уже брали вверх...

Модель вагона для перевозки цемента


        Особенности моделей:

  • Надписи, выполненные методом тампографии
  • Окраска моделей с элементами тонировки
  • Превосходное качество деталировки элементов кузовов
  • Металлические вкладыши-подшипники у моделей вагона - цеметовоза и вагона для перевозки угля в контейнерах.
  • Открывающиеся люки у моделей вагонов для перевозки сыпучих грузов

        В последней трети 60-х ассортимент грузового подвижного состава был расширен за счет 4-х осных типов, первыми из них, в 1967 году, появились вагоны – хопперы типа 00t, или как их еще называют в разговорной речи - саморазгрузы. Причем фирма постаралась как можно более достоверно воспроизвести процесс! В линейке строений и принадлежностей появилась модель специализированной эстакады, а сами модели хопперов были оснащены металиическими язычками, открывающими при движении по эстакаде боковые стенки вагнов. Такое решение позволило достичь идеального баланса копийности, наглядности и игрового элемента! Конструкция используется в моделях "Tillig" до сегодняшнего дня.
        Дальнейшим расширением ассортимента стали четырёхосные крытые товарные вагоны типа «Bromberg» и ледники типа "Dessau".

Модель 4- х осной цистерны


        Последними в 1969-м году прибавились долгожданные четырёхосные цистерны. Причем, большинство из них имели окраску, соответствующую прототипам обращающимся по дорогам западной Европы. Помимо экспорта в страны соцлагеря, фирма Zeuke в середине и конце 60-х тесно сотрудничала с Западногерманской "Rokal" вплоть до прекращения выпуска ею железнодорожных моделей. Поэтому в каталогах "Rokal" можно увидеть вагоны, произведенные "Zeuke", но отличающиеся колесными парами и сцепными устройствами.

Модель 4- х осной цистерны


       В течение выпуска моделей 4-х осных вагонов было внесено заметное изменение в конструкцию тележки, по-видимому связанное с изменением материала литья – тележки раннего выпуска имеют массивную поперечную перекладину по центру рамы, а также металлические вкладыши-подшипники, благодаря которым модели с такими тележками имеют значительно лучшие ходовые качества по сравнению с более поздними версиями.

Первоначальная версия тележки 4-х осного грузового вагона с металлическими вкладышами - подшипниками


       Что же касается новых двухосных вагонов, то стоит отметить, прежде всего, изменение пресс-формы рам для всех моделей этого типа: буксовый узел стал более тщательно проработан; но из-за отлитой заодно с рамой имитацией тормозного оборудования модели вагонов этого выпуска, с точки зрения авторов, несколько менее зрелищны. Также на некоторых моделях стали применяться металлические подшипники в совокупности с новой конструкцией осей, получивших коническое окончание. Это касалось, прежде всего, абсолютно всех моделей четырёхосных грузовых вагонов, а также двухосных рам общей длиной по буферам 81, 91 и платформ длиной 118мм.

        Ассортимент моделей платформ был расширен длиннобазным типом "Augsburg". Модели имели несколько модификаций: для перевозки контейнеров, что отражало логистические тенденции того времени; модели контейнеров фиксировались на площадке платформы посредством вмонтированных в них магнитов. Имелись модификации и для перевозки легковых и грузовых автомобилей. В этом случае, модель автомобиля фиксировалась пластиковыми выступами на площадке платформы. Дополняла картину модель платформы с металлическими стойками для перевозки леса.

Модель длиннобазной платформы с контейнерами


Модель длиннобазной платформы с грузовыми автомобилями


       Все изготавливаемые модели вагонов имели достачно широкий спектр окрасок и надписей, отражающих их принадлежность различным железным дорогам стран Европы, как восточной, так и западной. Особо отметим лишь то обстоятельство, что фирма Zeuke никогда не изготавливала модели подвижного состава с надписями и в окраске Польских железных дорог (РКР).

Модель крытого вагона  в голубой окраске


Модель крытого вагона  в желтой окраске


Модель крытого вагона G10  в голубой окраске


Модель полувагона  в зеленой окраске



Материалы сайта © Роман Мишин, Георгий Карпунин

Публикации Главная страница