Главная страница

Пассажирские вагоны в моделях Zeuke


Публикации

QR код

Пассажирский состав

        Какой же поезд без вагонов? Наш сайт был бы не полным без описания моделей вагонов, тем более, что самая привлекательная цойковская фишка состоит как раз в вагонных "тормозах с подвесом" - филигранно выполненной в виде отдельной пресс-формы иммитации вагонного тормозного оборудования. Причем на таком уровне, что и современные изделия, в том числе и в более крупном и популярном типоразмере Н0, как правило не дотягивают до уровня Zeuke 50-ти летней давности. Уже в самом начале производства, кроме моделей локомотивов к выпуску модельной железной дороги в масштабе ТТ были подготовлены как грузовые, так и пассажирские вагончики, что позволяло приблизить к достоверности игру в железную дорогу.


Двухосные пассажирские вагоны Bi 30

        Самыми первыми цойковскими «пассажирами» стали модели наиболее распространенного в то время на немецких государственных железных дорогах типа двухосного пассажирского вагона Bi30. Вагоны закупались Обществом Государственных железных дорог начиная с 1927 года. За характерный звук при движении получили прозвище "Donnerbuchsen" -Гремящие банки. Важное обстоятельство: Вi30 - один из первых цельнометаллических двухосных вагонов Германии. Массово использовались на пригородных и местных маршрутах на дорогах Германии, Австрии, Чехии, Польши и других стран центральной и восточной Европы. После окончания II-й мировой войны большое количество вагонов этого типа попало в СССР, где они использовались, в основном, как бригадные вагоны в составе путеремонтных, восстановительных и даже пожарных поездов. Качество корпусов вагонов было высоким, благодаря чему некоторые экземпляры в двольно изуродованном и перестроеном виде дожили до наших дней в качестве гаражей для легковых авто.

Модель пассажирского вагона типа Bi30


Двухосный багажный вагон

        Эти вагоны относятся также к категории «Гремящих банок» и унифицированы по большинству узлов с пассажирскими вагонами этого типа. Поставлялись Обществу Государственных железных дорог (DRG) начиная с 1930 г. На линиях обеих Германий они проработали до начала 70-х годов. Наряду с транспортировкой экспресс-багажа, они служили в качестве передвижного рабочего места персонала, сопровождающего поезд. Модель и ее отличительные особенности: Первые модели этих вагонов выполнялись некрашеными из пластика зеленого или красного цвета. На фото представлен один из таких вагонов, выпущенный в 1959 г. (Фото некрашеных багажных вагонов)

Модель двухосного багажного вагона

       Отличительные особенности моделей:

  • Детальное отображение клепаных соединений листов кузова и крыши
  • Объемные надписи
  • Металлическая арматура переходных площадок у пассажирских и металические торцевые лесенки у багажных вагонов
  • Съемная крыша. Модели, произведенные ВТТВ и Тиллиг наоборот имеют съемную нижнюю раму
  • На моделях вагонов раннего выпуска более достоверное исполнение бортовых оконных проёмов
  • Тормозное оборудование выполнено отдельной отливкой
  • Наиболее ранние выпуски отличаются красным и серым цветом иммитации тормозного оборудования для акцента на достоверность исполнения последнего

Четырехосные пассажирские вагоны "Schurzenwagen"

        Данный тип пассажирских вагонов появился на немецких ж.д. в 1938 году. Для проекта этого типа вагонов впервые была применена цельнометаллическая конструкция кузова, на долгие годы вперед определившая пути развития мирового вагоностроения. Стоит отметить, что и первый отечественный опытный образец ЦМВ, к слову сказать, появившийся не без немецкого участия, относится к тому же 1938 году! Цельнометаллические вагоны различных типов строились заводами Gorlitz и Ammendorf. Также эти вагоны одними из первых получили кузова аэродинамической формы с фальшбортами, закрывающими подвагонное оборудование, откуда и прозвище «Schurzenwagen» - в переводе «фартучные вагоны». Кроме вагонов общего назначения 1, 2 классов и «микст», данная конструкция была использована при постройке вагонов – ресторанов и салон-вагонов, обслуживавших верхушку нацистской Германии. Первоначально под вагоны подкатывались тележки типа Gorlitz III, которые с течением времени уступили место более совершенной конструкции, использовавшей в качестве упругих элементов винтовые пружины и гидравлические демпферы. В послевоенной ГДР производство вагонов этой конструкции с некоторыми изменениями было возобновлено. Именно этот прототип был использован для моделирования фирмой Zeuke. (фото) Впоследствии, именно «Шурценвагены» послужили прототипом при разработке купейных вагонов ЦМВ, всем так знакомого типа 47К, поставлявшимся в СССР и КНР в огромных количествах в течение 35-ти лет!

Модели пассажирских вагонов Schurzenwagen


       Отличительные особенности моделей:

  • Металлические рамы тележек, благодаря чему, конструкция модели позволяет при желании организовать освещение
  • Фальшрамы тележек отличались круглыми(на ранних выпусках), либо продолговатыми (на более поздних) буферными тарелками
  • Крепление тележек к корпусу вагона - трубчатыми заклёпками
  • Съемная крыша, крепящаяся к корпусу посредством двух винтов - саморезов
  • Конструкция тележек, позволяющая установить имитацию тормозного оборудования от более поздних четырехосных пассажирских вагонов
  • Объемные надписи на корпусе
  • Остекление сменными панелями из прозрачного полистирола
  • Массивный металлический балласт из листовой стали, обеспечивающий отличные ходовые качества

        Cерийно выпускались вагоны в синей и зеленой окрасках железных дорог ГДР, а также железных дорог Швеции. А благодаря творчеству умельцев были выполнены окрасочные конверсии в окрасках DB, и красной цветовой схеме спальных вагонов железных дорог ГДР. К очевидным недостаткам этих моделей стоит отнести, пожалуй, лишь отсутствие иммитации интерьера, впрочем, при желании любой, имеющий даже начальные навыки, моелист может это обстоятельство легко исправить.


Четырехосные пассажирские вагоны типов В и Y

        Начало массового использования этого типа вагонов относится к 1962 году. К этому времени назрела необходимость в появлении универсального типа пассажирского вагона для дальнего и международного сообщения со скоростями до 160 км/ч. В связи с этим Международный Союз Железных Дорог, созданный в 1960 г. разработал несколько спецификаций вагонов для пассажирского сообщения длиной 26 и 24,5 м. Первые прижились в западной Европе. Появление же второго, обусловлено тем обстоятельством, что специализированный вагоноремонтный завод ГДР RAW Delitzch, имел длину цехов позволяющую обслуживать вагоны длиной до 24,5 м, а поскольку ГДР в рамках Социалистического Содружества являлась основным поставщиком данной продукции, то 24 – метровые вагоны и стали определять облик типичного восточно-европейского пассажирского поезда на ближайшие десятилетия. Производство этих вагонов было сконцентрировано на двух заводах Баутцен и Гёрлиц.

Модели пассажирских вагонов типа Y


        Что же касаемо модели, стоит отметить характерную для Zeuke детальную проработку тормозного оборудования, ранее не встречавшуюся в моделях вагонов «Schurzenwagen», а также подготовку моделей к установке освещения. Данный узел выполнен был весьма оригинально – крепление тележек к раме модели осуществлялось за счет металлической пластины фасонного сечения, пропускаемой внутрь рамы через узкое отверстие прямоугольного сечения. При установке тележка устанавливалась под углом близком к 90о, затем при повороте тележки в нормальное положение благодаря сечению пластины тележка удерживалась в надлежащем положении. Токосъем осуществлялся путем прижатия пластины, крепящей тележки к лепесткам другой П-образной пластины, обеспечивающей передачу тока под потолок кузова модели. Токосъем с рельс осуществлялся через металлическую раму тележки и колесные пары, имеющими с одонй стороны пластиковые, а с другой металлические колеса. Схема токосъема – диагональная. Такая конструкция была довольно простой, надежной и ремонтопригодной. Выпускались модели вагонов 1,2 классов, МИКСТ, вагонов –ресторанов и почтовых вагонов в окрасках и с надписями дорог ГДР, общества «MITROPA», дорог Чехословакии и Венгрии.

Тележка модели пассажирского вагона типа Y



Материалы сайта © Роман Мишин, Георгий Карпунин

Публикации Главная страница