Публикации
|
Какой же поезд без вагонов? Наш сайт был бы не полным без описания моделей вагонов, тем более, что самая привлекательная цойковская фишка состоит как раз в вагонных "тормозах с подвесом" - филигранно выполненной в виде отдельной пресс-формы иммитации вагонного тормозного оборудования. Причем на таком уровне, что и современные изделия, в том числе и в более крупном и популярном типоразмере Н0, как правило не дотягивают до уровня Zeuke 50-ти летней давности. Уже в самом начале производства, кроме моделей локомотивов к выпуску модельной железной дороги в масштабе ТТ были подготовлены как грузовые, так и пассажирские вагончики, что позволяло приблизить к достоверности игру в железную дорогу. Двухосные пассажирские вагоны Bi 30Самыми первыми цойковскими «пассажирами» стали модели наиболее распространенного в то время на немецких государственных железных дорогах типа двухосного пассажирского вагона Bi30. Вагоны закупались Обществом Государственных железных дорог начиная с 1927 года. За характерный звук при движении получили прозвище "Donnerbuchsen" -Гремящие банки. Важное обстоятельство: Вi30 - один из первых цельнометаллических двухосных вагонов Германии. Массово использовались на пригородных и местных маршрутах на дорогах Германии, Австрии, Чехии, Польши и других стран центральной и восточной Европы. После окончания II-й мировой войны большое количество вагонов этого типа попало в СССР, где они использовались, в основном, как бригадные вагоны в составе путеремонтных, восстановительных и даже пожарных поездов. Качество корпусов вагонов было высоким, благодаря чему некоторые экземпляры в двольно изуродованном и перестроеном виде дожили до наших дней в качестве гаражей для легковых авто.
Двухосный багажный вагонЭти вагоны относятся также к категории «Гремящих банок» и унифицированы по большинству узлов с пассажирскими вагонами этого типа. Поставлялись Обществу Государственных железных дорог (DRG) начиная с 1930 г. На линиях обеих Германий они проработали до начала 70-х годов. Наряду с транспортировкой экспресс-багажа, они служили в качестве передвижного рабочего места персонала, сопровождающего поезд. Модель и ее отличительные особенности: Первые модели этих вагонов выполнялись некрашеными из пластика зеленого или красного цвета. На фото представлен один из таких вагонов, выпущенный в 1959 г. (Фото некрашеных багажных вагонов)
Отличительные особенности моделей:
Четырехосные пассажирские вагоны "Schurzenwagen"Данный тип пассажирских вагонов появился на немецких ж.д. в 1938 году. Для проекта этого типа вагонов впервые была применена цельнометаллическая конструкция кузова, на долгие годы вперед определившая пути развития мирового вагоностроения. Стоит отметить, что и первый отечественный опытный образец ЦМВ, к слову сказать, появившийся не без немецкого участия, относится к тому же 1938 году! Цельнометаллические вагоны различных типов строились заводами Gorlitz и Ammendorf. Также эти вагоны одними из первых получили кузова аэродинамической формы с фальшбортами, закрывающими подвагонное оборудование, откуда и прозвище «Schurzenwagen» - в переводе «фартучные вагоны». Кроме вагонов общего назначения 1, 2 классов и «микст», данная конструкция была использована при постройке вагонов – ресторанов и салон-вагонов, обслуживавших верхушку нацистской Германии. Первоначально под вагоны подкатывались тележки типа Gorlitz III, которые с течением времени уступили место более совершенной конструкции, использовавшей в качестве упругих элементов винтовые пружины и гидравлические демпферы. В послевоенной ГДР производство вагонов этой конструкции с некоторыми изменениями было возобновлено. Именно этот прототип был использован для моделирования фирмой Zeuke. (фото) Впоследствии, именно «Шурценвагены» послужили прототипом при разработке купейных вагонов ЦМВ, всем так знакомого типа 47К, поставлявшимся в СССР и КНР в огромных количествах в течение 35-ти лет!
Отличительные особенности моделей:
Cерийно выпускались вагоны в синей и зеленой окрасках железных дорог ГДР, а также железных дорог Швеции. А благодаря творчеству умельцев были выполнены окрасочные конверсии в окрасках DB, и красной цветовой схеме спальных вагонов железных дорог ГДР. К очевидным недостаткам этих моделей стоит отнести, пожалуй, лишь отсутствие иммитации интерьера, впрочем, при желании любой, имеющий даже начальные навыки, моелист может это обстоятельство легко исправить. Четырехосные пассажирские вагоны типов В и YНачало массового использования этого типа вагонов относится к 1962 году. К этому времени назрела необходимость в появлении универсального типа пассажирского вагона для дальнего и международного сообщения со скоростями до 160 км/ч. В связи с этим Международный Союз Железных Дорог, созданный в 1960 г. разработал несколько спецификаций вагонов для пассажирского сообщения длиной 26 и 24,5 м. Первые прижились в западной Европе. Появление же второго, обусловлено тем обстоятельством, что специализированный вагоноремонтный завод ГДР RAW Delitzch, имел длину цехов позволяющую обслуживать вагоны длиной до 24,5 м, а поскольку ГДР в рамках Социалистического Содружества являлась основным поставщиком данной продукции, то 24 – метровые вагоны и стали определять облик типичного восточно-европейского пассажирского поезда на ближайшие десятилетия. Производство этих вагонов было сконцентрировано на двух заводах Баутцен и Гёрлиц.
Что же касаемо модели, стоит отметить характерную для Zeuke детальную проработку тормозного оборудования, ранее не встречавшуюся в моделях вагонов «Schurzenwagen», а также подготовку моделей к установке освещения. Данный узел выполнен был весьма оригинально – крепление тележек к раме модели осуществлялось за счет металлической пластины фасонного сечения, пропускаемой внутрь рамы через узкое отверстие прямоугольного сечения. При установке тележка устанавливалась под углом близком к 90о, затем при повороте тележки в нормальное положение благодаря сечению пластины тележка удерживалась в надлежащем положении. Токосъем осуществлялся путем прижатия пластины, крепящей тележки к лепесткам другой П-образной пластины, обеспечивающей передачу тока под потолок кузова модели. Токосъем с рельс осуществлялся через металлическую раму тележки и колесные пары, имеющими с одонй стороны пластиковые, а с другой металлические колеса. Схема токосъема – диагональная. Такая конструкция была довольно простой, надежной и ремонтопригодной. Выпускались модели вагонов 1,2 классов, МИКСТ, вагонов –ресторанов и почтовых вагонов в окрасках и с надписями дорог ГДР, общества «MITROPA», дорог Чехословакии и Венгрии.
|
Материалы сайта © Роман Мишин, Георгий Карпунин