Публикации
|
Е 11/ Е 42 были первыми электровозами, полностью разработанными в социалистической ГДР. Начиная с 1955 года была восстановлена электрификация в регионе Лейпциг-Халле. Вскоре стало очевидно, что машин предвоенной постройки, многие из которых вернулись из «прогулки» по СССР в весьма плачевном состоянии, недостаточно для обеспечения растущих объемов перевозок. Учитывая, развитие машиностроительных технологий, было решено не возвращаться к испытанной конструкции капотных локомотивов (серии Е44, Е94), а разработать новые типы электровозов с цельнометаллическим кузовом вагонной компоновки. Результатом явилось появление локомотивов Е11 и Е42, предназначавшихся соответственно для пассажирской и грузовой службы. Машины обеих серий имели идентичную конструкцию и внешний вид и различались передаточным отношением трансмиссий и наличием у Е11 розеток электроотопления поезда. Благодаря весьма утилитарной внешности электровозы получили прозвище "Der Holzroller" - брусок (полено) на колесах. С начала шестидесятых годов электровозы этих серий курсировали почти на всех электрифицированных участках железных дорог ГДР (DR). Если Е 42 (позднее BR 242) был создан для обслуживания в основном, грузовых поездов, то его брат-близнец E 11 (BR 211), имевший конструкционную скорость 120 км/час, предназначался, прежде всего, для пассажирских и пригородных поездов. Три машины серии Е11 были оборудованы маршрутными указателями, имели особую окраску и использовались для пригородного сообщения в регионе Лейпциг-Халле с составами из вагонов серии Е5 или двухэтажных сцепов. Машины эксплуатировались DR до начала 90-х годов, некоторые локомотивы после объединения Германии были приняты DB AG под маркировкой BR 109/ BR 142. Ещё сегодня некоторые машины этой серии активно используются, например, Пригнитцким обществом железных дорог (PEG); а специально подготовленный локомотив был выкуплен компанией CIWL и водит Восточный Экспресс через альпийские перевалы. Конечно, такой объект как первый электролокомотив ГДР, не мог быть обойден вниманием фирмы Zeuke и, в конце 60-х годов любители "идеальной колеи" заполучили долгожданную модель!
В качестве прототипа фирмой Gutzold (кооператором Zeuke), был взят электровоз Е11 первой установочной партии из 43 шт. Модель и ее отличительные особенности:
Возможность токосъема с контактного провода реализована через переключатель на крыше модели, выведенный под шлиц для поворота отвёрткой. В качестве схемы помехоподавления были применены компактные прямоугольные дроссели. Двигатель 3-х полюсный составной конструкции с кольцевым замкнутым магнитопроводом и съемным щеткодержателем.
40 лет спустя фирма Tillig, являющаяся наследницей Zeuke и BTTB, выпустила полностью обновленную версию этого локомотива, применив в ней самые современные технологии. Модель получила прекрасное светодиодное освещение и высочайшую детализацию в сочетании с отличными ходовыми качествами. Для примера на фото доработанная Александром Волковым модель фирмы Gutzold (вверху) и модель фирмы Tilllig (внизу) в окраске Leipzig S-Bahn.
|
Материалы сайта © Роман Мишин, Георгий Карпунин