Главная страница

Хозяйственный поезд из 50-х


Публикации

QR код

Модель хозяйственного поезда


       Для всякого адепта железнодорожного моделизма стремление разнообразить свою коллекцию - вполне естественное желание, существующие предложения готовых изделий от производителей не всегда способны удовлетворить разнообразные хотелки, тем более, что тем и и эпох в железнодорожном моделизме великое множество. В стермлении отобразить на макете максимально соответствующий времени, месту и эпохе подвижной состав, отличным подспорьем становится изготовление т.н. конверсий - моделей того или иного протопипа, получающихся путем доработки, перекраски, переделки промышленно изготавливаемых изделий.

        Одним из моих предпочтений в этой сфере являяется 3-я модельная эпоха отечественных железных дорогс акцентом на Юго-Восточную и Северо-Кавказские дороги. Для полноты раскрытия темы мне долгое время не хватало чего-либо из служебного подвижного состава. Так как рассчитывать на готовые изделия в столь редкой тематике абсолютно не приходилось, то получить желаемое можно было или создав модель с нуля, или сдела в конверсию. Я предпочел второй способ как наиболее простой и быстрый, тем более, что подходящие готовые изделия имелись в ассортименте в виде немецких двухосных вагонов. Не секрет, что вагоны Deutsche Reichsbahn, попавшие в качестве трофеев во второй половине 40-х годов в течение почти 20-ти лет широко использовались на отечественных железных дорогах. Разрушенная войной трнспортная инфраструктура остро нуждалась в подвижном составе как для осонвных нужд - перевозки грузов и пассажиров, так и в служебном подвижном составе. Тут то, как нельзя кстати, пришелся ко двору именно трофейный подвижной состав, поскольку тратить на хоз. нужды дефицитные вагоны основного парка было непозволительной роскошью, а хоть и имевшие отличия в тормозном оборудовании, профилю колесных пар и прочим параметрам трофейные вагоны с минимальными переделками вполне годились на роль служебного подвижного состава.


Общий  вид состава


        Трофейные вагоны, как правило, обладали даже некоторым преимуществом, в плане хозяйственной службы, перед отечественными, а имено: меньшей нагрузкой от оси на рельсы. Это обстоятельство и предрешило массовую передачу таких инвентарных единиц в путевую и строительные службы.

        Теперь подробнее о прототипах, воспроизведенных в моей модели хозйственного поезда:

        Крытый вагон типа Glrhs, Dresden. Первый тип грузовых вагонов, при постройке которых широко использовалась сварка. с погрузочной площадью 29,4 м² Выпуск вагонов типа «Dresden» был начат в 1936 году новому типу, в советствии с тогдашними правилами Deutsche Reichsbahn было присвоено обозначение «Glr». Подтип «Glrhs» был дальнейшим развитием этой конструкции и позиционировался , начиная с 1937 г., как высокоскоростной товарный вагон для легковесных грузов. Часто этот тип вагонов использовался в пунках перегрузки с местах перехода на широкую колею. Часть вагонов была спроектирована с учетом возможности оснащения паровым подогревателем. Конструкционная скорость для типа "Drsden" была определенв - 90 км / ч. Вагоны оснащались девятилистовыми рессорами подвески длиной 1650 мм, имели колесную базу 7000 мм, нагрузку от оси на рельс 15 тонн и грузоподъемность 17,5 тонн. Длина по буферам для вагонов без тормозной будки составляла 12 100 мм и 12800 мм тормозной будкой. Погрузочная длина составляла 107200 мм, ширина - 2740 мм, а погрузочная высота - 2845 мм до верха крыши. Максимальный Объем загрузки до верха крыши составлял 79,1 м³,а до высоты боковых стен 62,3 м³. Тормозная будка была деревянной, с окнами в дверях с обеих сторон и внутренней металлической обшивкой. Вагоны оснащались пневматическим тормозом Hildebrandt-Knorr для грузовых поездов (тип Hikg). Корпус вагона окрашивался в коричневый цвет (RAL-8012 по современной классификации) , крыша - в RAL-7009, а рама и буксовые узлы - в RAL-9005 .


Конверсия модели вагона типа Dresden производства ВТТВ


       Одной из дальнейших модификаций стал вагон с распашными торцевыми дверями типа Gltrhs. Эти грузовые вагоны, построенные в 1937 году, имели те же размеры, что и вагоны типа Glrhs Dresden, но имели двустворчатые двери с обеих торцов кузова и поэтому были построены без ручного тормоза. Их грузоподъемность ограничивалась 15,75 тоннами. Они предназначались для перевозки автомобилей и иной колесной техники с целью лучшей защиты их от погодных воздействий, по сравнению с перевозкой на открытых платформах. Помимо торцевых дверей, боковые стены имели, как и у обычных крытыхтоварных вагонов сдвижные двери и по два вентиляционных отверстия. Размеры раздвижных дверей у всех модиификаций вагонов типа "Dresden" были одинаковы: 2000 мм на 2000 мм; Высота боковых стен кузова составляла 2120 мм. Для большей амортизации использовались девятилистовые рессоры увеличенной длинны - 1800 мм, которые соединялись с подвесками с помощью прямоугольных крючков. В послевоенное время вагоны этого типа получили обозначения на дорогах Западной Германии (DB): Gltmrhs 46; и на дорогах ГДР (DR): Gltrhs 13.

       Основываясь на результатах эксплуаации грузовых вагонов типа "Dresden", в 1943 году был создан военный тип вагона «Glmhs Leipzig» с такими же, как и у Dresden размерами кузова,но с увеличенной жесткой базой. Импровизированный послевоенный пассажирский вагон серии «MCi-43» также создавался по конструктивным чертежам вагонов типа "Dreden" и "Leipzig".


Конверсия модели  двухосного пассажирского вагона Bi30


       История появления двухосных пассажирских вагонов типов Bi27 - Bi30 берет свое начало в 1927 году. Этот тип был первым цельнометаллическим на железных дорогах Германии. Предназначался для пригородных и второстепенных линий. За характерный звук, издаваемый при движении эти вагоны получили прозвище "Donnerbuchsen" (Гремящие банки). За 4 года с начала строительства было выпущено несколько разновидностей с открытыми и закрытыми тамбурными площадками, различными вариантами внутренней планировки и с различным количеством окон на боковых стенках. Вагон имел электрическое освещение от генератора с ременным приводом от оси, арматуру для подключения внешнего парового отопления, санузел, расположенный в средней части салона. На базе пассажирского вагона был создан почтовый - типа Pwi30, широко известный ценителям ТТ. Модель пассажирского вагона-хоппера, производимая в типоразмере ТТ вот уже более 60-ти лет фирмами "Zeuke","BTTB" и "Tillig" воспроизвоит наиболее многочиленную модификацию -Bi30 c открытыми тамбурными площадками и 7-ю окнами на боковых стенках кузова. Именно благодаря этой характеристике он получил свое второе прозвище в среде отечественных моделистов:- "семиоконник".

        Что же касаемо службы трофейных прототипов модели на отечественных железных дорогах, то из-за столь неуместных в нашем климате откытых площадок, в регулярном пассажирском движении эти вагоны почти не использовались, но именно эта особенность, доставлявшая удобство загрузки - выгрузки крупногабаритного хозяйственного инвентаря,а также удобство наблюдения за верхним строением пути предопределила их основное назначение в качестве вагонов строительных, восстановительных и хозяйственных поездов т.н. "вертушек". Так как родное оборудование парового отопления в отечественных реалиях не представлялось возможным использовать, то вагоны оборудовались автономными печками. Для чего приходилось жертвовать местом в салоне и, как правило одним или двумя окнами, зашивая их снаружи металлическими листами. Именно такой вариант и отбражен в моей конверсии семиоконника. Отслужив свое на путейской и хозяйственной службе качественно сделанные корпуса этих вагонов часто обретали вторую жизнь в виде гаражей, сараев и даже, подчас переделывались под временное жилье. Некоторые экземпляры таких "переделок" иногда можно увидеть и сегодня.


2-х осная платформа  производства Пересветъ и модель крана производства PSK


        Двухосная платформа производства питерской фирмы "Пересвет" отображает прототип, созданный в начале 20-го века на базе "Нормального товарного вагона" (НТВ). для поставновки ее в состав модельного поезда никаких переделок производить не пришлось. Кран на шасси длиннобазной платформы изготовлен фирмой "PSK"(Нидерланды). Крановая кабина характерна для отечественных автокранов 50-60-х годов. Хоть, первоначальная модель и изображает восточно-германский железнодорожный кран, однако подобные конструкции, как правило собранные в условиях депо, не редки были и на просторах тогдашнего СССР. Завершает внешний фнтураж состава модель трактора ДТ-54 украинского производства, размещенная на двухосной бортовой платформе.


Хозяйственный поезд на макете



Материалы сайта © Роман Мишин, Георгий Карпунин

Публикации Главная страница