Публикации
|
Довольно долгое время я нисколько не обращал внимание на типоразмеры меньше ТТ, считая их больше игрушками, нежели полноценными модельными железными дорогами. Однако, в конце 2015 года представился случай не только подержать в руках, но и разобрать модель электровоза серии 151 фирмы Marklin, выполненную в маштабе 1:220 (типоразмер Z). Сняв пластиковый корпус я увидел насколько грамотно скомпонована модель и то, что в трансмиссии применяются исключительно металлические детали! Конечно же, мне захотелось обзавестись хотя бы минимальным набором подвижного состава в этом типоразмере и построить макет, который без особого труда можно было бы брать с собой на различные мероприятия выставочного и отдыхательного характера. С подобными изделями фирмы "Noch", исполненных в кейсах и чемоданчиках я был знаком, но ввиду своей игрушечности особого впечатления на меня они не произвели и вариант с промышленно изготовленной основой был отвергнут. Получилось так, что первые модели локомотивов и вагонов в Z-ке, приобретенные мною, отражали прототипы Федеральных Швейцарских ж.д. К тому же, подвижной состав этой страны практически не представлен в ТТ, составляющем подавляющую часть моей коллекции. Тема будущего макета вырисовыалась вплоне однозначно. Горные ландшафты Швейцарии, изображаемые на таком макете легко позволяют реализовать компактную петлевую путевую схему. Материал для основы и рельефа макета - листовой пенополистирол, имеющий достаточную прочность и жесткость. Благодаря свойствам этого материала основание и рельеф были изготовлены за один день с помощью одного лишь модельного ножа. Размер плоскости основания макета 360 х450 мм получился как компромисс противоречивых требований обеспечить компактность и соблюсти минимально допустимый радиус кривых, пригодный для прохождения шестиосных локомотивов и длиннобазных пассажирских вагонов.
Для транспортировки макета и его хранения из фанеры был изготовлен специальный ящик с габаритами позволяющими вписаться в требования подавляющего большинства авиакомпаний по перевозке ручной клади. Ящик имеет ручку и ремень выполненные из джутового полотна для удобства переноса в руке и на плече. Высота ящика выбрана такой, чтобы кроме макета туда можно было бы поместить стандартные Z-точные коробки фирмы "Marklin" в два ряда по высоте. Это позволяет не использовать дополнительную упаковку для моделей, перевозимых с макетом.
Мост для макета был изготовлен из набора деталей фирмы Auhagen для типоразмера Н0, вернее сказать из половины деталей этого набора, ибо конструкция его такова, что поделив имеющиеся детали на двое получаем два идентичных набора, примерно подходящие по размерам под изображение небольшого одноколейного моста в типоразмере "Z". Получилось вполне зрелищно (мост не выглядит игрушечным) и нестандарно.
Оформление макета выполнено с использованием как фирменных "травяных ковриков" и насыпок, так и из натуральных материалов: морской гальки, веток кустарника, верхушек соцветий тростника. Электропроводка проведена в теле рельефа и полностью скрыта от глаз наблюдателя. Управление макетом осущуествляется с помощью переключателя полярности и переменного резистора максимальным сопротивлением 100 Ом. В качестве источника питания используется адаптер с вторичным напряжением 9 В и максимальным током нагрузки 800 мА. Освещение строений выполнено светодиодами, питающимися через диодный мост для исключения пропадания освещения при смене полярности питающего напряжения.
Компактность макета позволяет проводить вот такие фотосессии на открытом воздухе, недоступные для больших стационарных макетов. Макет за три года успел побывать на нескольких выставочных мероприятиях и готов к следующим!
|
Материалы сайта © Роман Мишин, Георгий Карпунин