Главная страница

Дешево и не сердито!   Конверсия модели электровоза Е499


Публикации

  • Схемы подключения устройств системы "ТТ-Polymatic"
  • QR код

    Электровоз ЧС1 серийного выпуска. Фото с сайта http://www.train-photo.ru


            Оригинальной модели электровоза Е499 фирмы "Zeuke" на нашем сайте посвящена отдельная публикация. Здесь же пойдет речь о том, как с помощью подручных средств и при минимальных затратах получить модель электровоза ЧС-1, работавшего на железных дорогах СССР с начала 60-х годов до самого распада Союза. Прежде всего, отметим отличия чешского и отечественного прототипов: Самыми заметными являются - различнаная форма окон боковых стенок кузова и конструкция тележек. Кроме этих, резко бросающихся в глаза отличий есть еще много менее заметных, но не менее важных деталей как-то: наличие У ЧС-1 площадок под пантографы, "юбка" нижней части кузова, сам кузов - удлиненный, ввиду необходимости использования автосцепки СА-3, по сравнению с кузовами машин, предназначенных для Чехословакии, и т.д. Для наглядности проще привести чертежи обеих машин.


    Электровоз Е499.0

    Электровоз ЧС1-001

    Электровоз ЧС1 серийного выпуска


            Даже беглого взгляда на чертежи достаточно для понимания того, что для создания точной копии серийного ЧС1 на базе модели "Zeuke" или "ВТТВ" придется изготовить корпус и тележки практически с нуля, используя только детали трансмиссии и мотор. Однако, для того, чтобы получить игровую и достаточно достоверную модель с заведомо хорошими ходовыми качествами и создать на макете атмосферу отечественных ж.д. середины прошлого века, можно ограничиться мерами по приданию существующему корпусу модели характерных черт ЧС1. Результат, поверьте, устроит большинство начинающих моделистов!


           Прежде всего рассмотрим вариант с приданием серийной модели е499 характерных черт электровозов ЧС1 из опытной партии, т.е. машин с номерами 001 и 002. ЧС1 001 и 002 отличались от своих европейских собратьев удлиненным корпусом, что было связано с необходимостью установки автосцепок СА-3 взамен буферов и винтовой стяжки, а также установкой пантографа на площадки, устанавлваемые на крыше, необоходимые для того чтобы обеспечить устойчивый токосъем в условиях габарита отечественных ж.д., на которых высота подвеса контактного провода больше, чем на дорогах Европы. Кроме того, впоследствии машина с номером 002 была оборудована доморощенными прожекторами смонтированными в отдельных цилиндрических корпусах, размещенных на крыше. Сведения об окраске опытных локомотивов разнятся. Достоверно лишь известно, что в начале службы корпуса обоих электровозов были двухцветными, причем верхняя часть была бежевой. Затем по крайней мере один из электровозов ЧС1-002 был перекрашен в более типичную для тех лет цветовую гамму - темно-зеленый низ - светло-зеленый верх.

           Исходя из вышеизложенного, для того чтобы создать образ одного из опытных ЧС1 достаточно установить более соответствующие прототипу пантографы на крышевые площадки, нанести соответствующие надписи и, возможно, установить лобовые прожектора другой конструкции. Кроме того весьма желательно и не только для ЧС1, но и для Е499 заменить штатную тележку на тележку от модели электровоза Е11, выпускавшуюся "Zeuke" и "ВТТВ" в кооперации с "Gutzold". Последняя, в отличие от "родной" более достоверно передает конструкцию тележки прототипа. Исключением могут быть только самые ранние модели Е499, выпущенные "Zeuke" до 1967 г. На этих моделях хоть и отсутствуют бункеры песочниц, но вид тележки передан весьма достоверно, в отличие от более поздних версий, где мало того, что воспроизведенные песочницы перекрывают крайние пружины подвески, так еще и сама имитация рессорного подвешивания выполнена в виде рельефа на каркасе имеющего незамысловатую геометрическую форму не отвечающую даже минимальным требованиям достоверной детализации. Применяя тележки от Е11 следует учесть, что буферные брусья е499 и е11 имеют различные очертания и для их замены придется усердно и очень аккуратно потрудиться, отрезая эти элементы от декоративной рамы тележек на обеих моделях. Однако результат того стоит. См. фото двух конверсий изготовленных именно по этому рецепту.


    Доработка серийной модели электровоза ЧС1


    Модель электровоза ЧС1-001 в оригинальной окраске


           Если есть желание пойти дальше, то можно перенести буферный брус модели на надлежащщее ему место, т.е. на корпус. Для этого придется до минимально возможных размеров укоротить, не задевая песочницы, декоративные рамы тележек от модели е11, приклеить ранее отделенный буферный брус от е499 к корпусу, зашпаклевать место соединения и окрасить нижнюю часть кузова модели заново. Один из конверсированных е499 представлен на фото ниже.


    Конверсия модели электровоза е499 с переносом буферного бруса на корпус


           Теперь поговорим о серийных ЧС1. Тут фронт работ куда как шире! Основной объем переделок приходится именно на корпус. Касаемо тележек, то весьма желательно изготовить их декоративные боковины заново. Если же такого желания и/или возможности нет, то можно ограничиться обрезкой штатных боковин по контуру, удалением бункеров песочниц и окраской деталей в черный цвет - несколько скрадывающий оптически их несоответствие прототипу.

           Вернемся к корпусу! Если не планируется его удлинение, то вырезаем середину верхней части с круглыми окнами и заменяем удаленную область прямоугольной деталью с вырезанными прямоугольными проемами окон. Для изготовления такой детали потребуется лист металла или полистирола толщиной 0,3 мм. Из такого же материала изготоавливаются детали иммитирующие "юбку" кузова и метельники. Изготовленные детали подгоняются по месту и приклеиваются на корпус. На крыше с одной из сторон срезается часть площадки между пантографами, на которой расположены люки. На этом вырезе высверливаются отверстия под размещение изоляторов. Сами же изоляторы можно изготовить из металлических булавок. Отливы лобовых прожекторов вырезаются и в эти вырезы вклеиваются отрезки полистироловой или латунной трубки диаметром 4-5 мм. подходящей длины. Эти детали будут новыми главными осветительными приборам модели. Их размеры вполне позволяют сделать прожектора полнофункциональными посредством применения светодиодов. Перед установкой деталей крышевого оборудования места сопряжения деталей зачищиаются и шпаклюются. Корпус - грунтуется и окрашивается.


    Корпус модели после переделки


           После окраски устанавливаются детали, имитирующие изоляторы, токоведущие шины, подставки пантографов, сами пантографы. С внутренней стороны приклеиваются полоски из прозрачного полистирола, имитирующие остекление. Вклеиваются вставки в отверстия прожекторов, приклеиваются новые буферные фонари. Для их создания можно использовать наборы для авиамоделистов -стендовиков. В результате имеем модель достаточно полно для игрового макета воспроизводяющую локомотив отечественных ж.д. с надежной и тяговитой трансмиссией, способную проходить по рельсовым схемам практически любой конфигурации! А ниже - фото одной из почти десятка моделей сделанных мною по описанной технологии.


    Модель серийного электровоза ЧС1


    Модель серийного электровоза ЧС1



    Материалы сайта © Роман Мишин, Георгий Карпунин

    Публикации Главная страница