Публикации
|
Идея создания такой экспозиции возникла в августе 2008 года практически спонтанно. Я зашел в магазинчик "КиТТ-Хобби" к моим знакомым Боре и Косте (Борис Отрутиков и Константин Верников). Визит был не столько купить чего-нибудь, сколько просто потрепаться. Как оказалось, простой треп впоследствии привел к весьма значительным результатам. Дело в том, что в именно в то же время магазинчик посетил теперь уже небезывестный Анатолий Голубец, в то время только начинавший, несмотря на богатый опыт, профессионально заниматься архитектурными макетами. Я поделился с ним своими задумками и, мы очень быстро нашли общий язык. Два последующих года ушли на создание ядра композиции - здания вокзала станции Таганрог. Само здание является ярким воплощением стиля кирпичной эклектики, характерного для 60-х годов XIX века. Автор проекта здания - таганрожец по фамилии Загоскин. Помимо здания вокзала, авторству этого архитектора принадлежит и здание женской гимназии на Кампенгаузенском (ныне Комсомольском) переулке, также сохранившееся до наших дней. Как бы то ни было, после завершения макета здания в течение полугода оформился и вид остальной диорамы, призванной явиться центральным объектом экспозиции. После этого я, не питая особых надежд, на осуществление задуманного пришел в июле 2010 года, как говорится, прямо с улицы в музей Градостроительства и быта г. Таганрога. Как мне казалось, что именно этот профиль будет ближе всего к теме моей коллекции. И, надо же, я не ошибся! Заведующая музеем, Елена Викторовна Михайлова с интересом выслушала меня, попросила подготовить материалы по предлагаемой выставке, что я и сделал, а для пущей убедительности в ноябре того же 10-го года привез макет здания для показа в музей. В течение зимы 2010-2011 гг. я усиленно готовился. Были разработаны и изготовлены специальные деревянные ящики для транспортировки диорам и моделей. Подготовлены описательные и графические материалы, подобраны артефакты и прочее, и прочее и прочее... Благодаря совместным усилиям, моим и Елены Викторовны выставка открылась точно в предполагаемый срок - 10 мая 2011 года и успешно проработала до начала ноября. Итак, что представляла собой выставка:
Автор модели здания вокзала Анатолий Голубец. Модель здания выполнена в 2008-2010 г. для данной диорамы. Работы по доводке внешнего вида, остеклению и освещению выполнены мною в при подготовке к выставке в 2010 г. Вторым историческим зданием, расположенном на диораме является самостоятельно выполненный макет водоемного здания станции Таганрог. Это сооружение было возведено при строительстве станции по оригинальному проекту и выполнено в готическом стиле. До наших дней верхний ярус не сохранился, а средние перестроены так, что от всего архитектурного великооепия водонапорной башни ничего не осталось, кроме, пожалуй прямоугольной формы строения. Кроме центральной диорамы в экспозиции были представлены: макет железной дороги в масштабе 1:120, отображающий остановочный пункт на второстепенной ж.д. ветке в степной природной зоне. Размер этого макета 1050 Х 1000 мм;
Диорама "Пушкинская набережная" с участком портовой железнодорожной ветки в масштабе 1:120. Автор диорамы Роман Мишин. Размер диорамы 850х300 мм. На диораме был установлен грузовой состав с тепловозом ЧМЭ3. Такие тепловозы работаю на портовой ветке в Таганроге с середины 70-х годов до сегодняшнего дня.
Помимо диорам и макетов предполагается на витринах были размещены информационные материалы по истории Таганрогского ж.д. узла, коллекция из 12-ти советских ж.д. плакатов 30-х … 50-х годов, расписания пассажирских поездов прошлых лет, сигнальные флажки и удостоверения, техническая литература и фотографии таганрогского ж.д. узла, из моей личной коллекции, и многочисленные модели подвижного состава. На моделях остановимся подробнее:
Помимо моих собственных экспонатов, на выставке были представлены предметы из фондов ТГЛиАМЗ. В частности: сундучок машиниста 30-х годов. Почетныые грамоты и вымпелы, полученные ж.д. предприятиями Таганрога, элементы игрушки "Пионерская железная дорога", выпускавшейся в 60-е годы несколькими заводами в СССР в том числе и таганрогским заводом игрушек "Искра". Специально для выставки руководством ст. Таганрог был предоставлен для экспонирования уникальный макет-тренажер ст. Марцево, используемый для подготовки и обучения специалистов службы движения таганрогского ж.д. узла.
По завршении выставки в январе 2013 года предметы взятые из фондов вернулись обратно, равно как и макет ст. Марцево. Что же касается моей коллекции, все предметы были надлежащим образом упакованы и хранятся в условиях, обеспечивающих их долговременную сохранность до сегодняшнего дня. За прошедшие годы коллекция дополнилась еще несколькими предметами, среди которых уникальные модели деревянных спальных вагонов прямого сообщения СВПС, использовавшихся на дорогах России и СССР с начала ХХ века до середины 50-х годов, озвученные модели паровозов серии ТА и ТО, модель 5-ти вагонной рефрежираторной секции ZB-5 советских желеных дорог, модели электровозов ВЛ60, составы фирменных поездов "Кубань" и "Дагестан" в окраске 80-х годов XX века. Медаль, посвященная 50-ти летию завода НЭВЗ и это далеко не полный перечень...
В настоящее время экспозиция реконструирована и дополнена интерактивной системой управления на основе web-интерфейса. Надеюсь, что когда-нибудь вся экспозиция станет доступна для обозрения жителям и гостям Таганрога. В любом случае, я, как создатель этой экспозиции буду рад взаимовыгадному партерству и предложениям, касающимся возможного варианта размещения коллекции для всеобщего обозрения на постоянной основе. С предложениями можно обращаться в почту сайта! |
Материалы сайта © Роман Мишин